«Афины Калабрии» — такой звучный и заманчивый титул носит чудесный калабрийский город Козенца. Разумеется, находясь в Калабрии, никак нельзя обойти стороной сей замечательный посад, который пропитан загадочным духом старины и таит в себе множество интересных и славных примечательностей, важных исторических артефактов, культурных памятников, характерный колорит и аромат щедрой земли.
Город живописно окружен пышными горами и расположен в месте слияния двух рек: Бузенто и Крати. Первая отделяет исторический центр города от его современной части, а вторая ласково обнимает холм Панкратия, на котором, собственно, и примостилась старая Козенца под бдеющим оком величавого швабского замка.
Козенца — это один из самых древних городов Калабрии, славное прошлое и огромное историческое и художественное наследие которого и принесли ему титул «Афины Калабрии». Это место рождения первой итальянской академии, первый и крупнейший итальянский университетский кампус. Джакомо Казанова описывал Козенцу как город «титулованной знати, красивых женщин и культурных людей».
Есть у Козенцы некоторое сходство и неразрывная историческая связь с вечным Римом. Ведь именно этот город, согласно легенде, таит в своих недрах несметные сокровища столицы древней империи, которые, кстати, до сих пор так и не были найдены. Вероятно, что они всё ещё ждут своих кладоискателей.
Но особенно Козенца напоминает контрастный, многоликий и истрепанный веками Неаполь. Этому калабрийскому городу, скорей, подошло бы имя «Неаполь Калабрии», ибо схожесть между этими двумя городами просто поразительная. Поэтому все, кто не знаком с сочным колоритом Неаполя, может сформировать себе представление о нем, прогулявшись по старой Козенце, которая подобна ему, как сестра-двойняшка.
Ну что же, в путь! Нас ждет знакомство с древней цитаделью, величаво возвышающейся над городом; прогулка по лабиринту узких и заковыристых улочек старой Козенцы, где каждый дом и каждый угол описательно повествует о былых временах, о прошедших судьбах людей, об их радостях, печалях, трудах и заботах. Кажется, что к этим видавшим виды дворцам и аркам, обветшалым порталам и балконам, истоптанным мостовым и ступенчатым переходам веками не прикасалась рука человеческая. Что, отчасти, соответствует действительности. И тем не менее здесь продолжает пульсировать жизнь, о чем наглядно свидетельствует и колоритно развешенное между домами белье, и звонкие голоса детишек, играющих в переулках древнего города.
Обязательно посетим главный собор города, который считается не только одним из древнейших в Калабрии, но также важнейшим религиозным, архитектурным и историческим памятником всего юга Италии.
Выйдем и на площадь 15 марта. Это главная площадь старой Козенцы, её исторического центра. Несомненно, одна из самых красивых площадей города, ведь недаром её именуют «славной гостиной Козенцы». На ней расположены прекрасные здания, дворцы и памятники, представляющие не только артистический и архитектурный, но и значимый культурно-исторический интерес. Будет в нашей прогулке и много других, не менее любопытных и примечательных местечек и уголков города.
Ну, а завершим мы наш вояж прогулкой по центральной авеню Козенцы «корсо Маццини». Это широкая пешеходная улица, густо усеянная кафешками, разнокалиберными магазинчиками и бутиками, где можно неплохо пошопиться.
Но основной дотопримечательностью сего проспекта является так называемый музей под открытым небом. Это настоящая художественная галерея, устроенная на главной торговой артерии города. Здесь расположены чудесные скульптуры — произведения разных художников. Среди них и «Святой Георгий, поражающий дракона» Сальвадора Дали, и «Гектор с Андромахой» Де Кирико, и «Купальщик» Эмилио Греко, и «Кардинал» Джакомо Манцу, а также некоторые скульптуры Пьетро Консагры. Эта уникальная, и единственная в своем роде художественная галерея позволяет наслаждаться искусством инновационным способом, гармонично вписавшимся в городскую обстановку: между покупками и аперитивом с друзьями.
Такой насыщенный и многогранный вояж должен удовлетворить вкусы путешественников с самыми разными запросами и предпочтениями.